Тайны натюрмортов

 

Задумывались ли вы, что натюрморт может иметь глубокий скрытый смысл? Я - нет, пока не посетила выставку "ARS VIVENDI. Франс Снейдрс и фламандский натюрморт XVII века" в Эрмитаже. На выставке представлены 72 полотна - работы Франца Снейдерса, его учеников и последователей. В Аванзале и Николаевском зале Зимнего дворца с помощью декораций создана особая атмосфера. Проходя по залам, можно попасть в сад богатого фламандского дома, посетить камерный кабинет ученого, прогуляться по улочке в Антверпене. Прогуливаясь по залам, ты попадаешь в загадочный мир натюрмортов и с интересом рассматриваешь картины с дичью и рыбой, фруктами и цветами, выполненные фламандскими мастерами эпохи барокко: Паулем де Восом, Яном Фейтом, Адрианом ван Утрехтом, Франсом Эйкенсом.

Любители живописи знают, что натюрморт переводится дословно, как "мертвая природа". Мало кто подозревает, что мертвая природа может быть достаточно динамичной, демонстрировать движения, звуки и, даже, передавать ароматы. Я это прочувствовала, погрузившись в «философию» натюрморта.

Я представляю натюрморт, как своеобразный ребус. Чтобы разгадать его, необходимо знать символы, помогающие объяснить скрытый смысл картины. Выставка стала для меня ключом к пониманию натюрмортов. С одной стороны, натюрморты воспевают богатство, красоту и изобилие жизни, демонстрируя великолепные фруктовые композиции, столы, полные разнообразной дичи, мяса, рыбы. С другой стороны, в натюрморте, например, с сочными ароматными фруктами, всегда есть такие мелкие, не бросающиеся в глаза детали, как насекомые, червоточинки, которые напоминают о бренности бытия и хрупкости жизни.

После посещения выставки моё представление о натюрморте изменилось, мне открылось новое прочтение этого жанра живописи. Я поняла, что каждый фламандский натюрморт – это тайна, которая открывается лишь тем, кто хочет её открыть.


 

Комментарии